Фестиваль

Легенда
Karakuz

Горячие ребята раньше проживали на юго-восточной земле нашей. По разные стороны хрупкой границы возводили свои поселения булгары и номады* (кочевники). Решать конфликты из-за лакомых территорий мирным путём получа- лось редко. Поэтому в семьях, не одарённых будущим богатуром, искусству верховой езды и стрельбы из лука тюрки обучали своих дочерей.

Тише! Кажется, на страницах нашей истории появляется главная героиня. Черноокая Каракуз — красавица, какой не сыскать на тысячу чакрым * вокруг, а то и во всей Булгарии. С восходом солнца мелодичный, точно журчание ручья, голос девушки разливался по округе. Раскосые глаза смотрели весело, будто знали великую тайну, но берегли её для избранника. А тяжёлые косы еле слышно звенели украшениями в такт мягкой поступи. Стрелы Каракуз без промаха били на охоте. Одним взмахом руки девушка попадала в степного лиса, разинувшего пасть над беззащитным зайчонком. Богатую добычу Каракуз, склонив голову, приносила в благодарность отцу и матери, обучившим её обращению с оружием и игре на музыкальных инструментах. Эти навыки особенно пригодились ей несколько лет спустя.

— Каракуз, ты тут? — в шатёр вошла её златовласая светлоокая подруга Алтынчеч. Рискованно было приглашать на ярмарку кочевников. Как бы нам не понадобились твои стрелы и войска моего отца, если дело примет серьёзный оборот!

— Если Хан Булгарии вместе с воинами посетят наш скромный праздник, возможно, номады расценят это, как знак уважения. Только бы они не слишком сильно вооружались, — усмехнулась Каракуз. — Всё же, мы хотим начать торговые отношения, а не усугубить давний раздор.

Алтынчеч с уважением посмотрела на подругу. Каракуз и дочь Булгарского Хана Джелалатдина Алтынбека познакомились, когда черноокая красавица попросила об убежище. Родовые земли и семья девушки пострадали от набегов кочевников, а сама Каракуз побы- вала в плену. И после стольких обид, нанесённых номадами, она готова содействовать подписанию мирного соглашения! Возможно, причина её милости в сыне хана кочевников, что проверяет снаружи готовность торговых рядов к ярмарке?

— Я бы ни за что не уговорила отца прислушаться к твоему предложению, если бы в нашем рукаве не было козыря. Признавайся, как продвигаются ваши отношения с Таштемиром, богатуром* (номадов)? нетерпеливо затормошила девушку Алтынчеч.

— Ты как всегда не в меру любо- пытна, шутливо погрозила пальцем подруге Каракуз. — Его отец не одобрил интерес к девушке более низкого сословия и нам пришлось скрываться в степи. Быть может, музыка смягчит его немилость?

— Ах, вот в чём причина твоей затеи, хитрюга! Тогда я возьму курай* и подыграю твоей песне так, что он мигом передумает, — C энтузиазмом произнесла златовласая.

— Всем по чарке на пиру, а тебе в мужья богатура!

— Перестань, Алтынчеч! Не кричи так громко, стража сбежится, — рассмеялась Каракуз. Подай мою думбру*, пора встречать гостей.

Снаружи полным ходом шла подготовка к приграничной ярмарке. На столах появлялись яства со всех уголков ханства. Торговые ряды ломились от пушнины, украшений и богатых одежд. По личному распоряжению Хана Булгарии, несколько дней купцы возили сюда свои лучшие товары. Ведь торговые отношение с номадами обещали быть плодотворнее набегов. Зачем воевать, когда можно торговать?

Вдалеке послышался горн. Его звуки возвещали о прибытии Джучи, Хана кочеников, вместе с семьёй и людьми. И без того суровое лицо Хана омрачало известие о том, что сын его, пусть и на правах гостя, находится в плену на вражеской территории. От Булгарии Джучи ожидал всего: шантажа, требова- ний выкупа и территорий, но никак не ярмарку. Поэтому его заведомое недовольство дополнялось раздумьями о том, что за коварный план пыта- ются провернуть эти булгары.

— Приветствую тебя, Джучи, Хан номадов, — навстречу кочевников со своими приближёнными вышел Хан Булгарии. Одна мудрая де- вушка поведала мне, что союз вы годнее войны. В знак своих добрых намерений я принял решение освободить Таштемира без выкупа и предложить для обмена лучшие товары со всего своего ханства.

—  Я ценю твой жест, Хан. Но вражда между нашими народами длится не одно поколение. Мои люди часто страдали от твоих богатуров. Многие земли были захвачены твоими предками и на некогда наших территориях теперь стоят ваши поселения. Не думаю, что нам удастся разрешить наши разногласия, ответил Хан номадов.

В воздухе повисла напряжённая тишина. Воины Ханов напряглись, потянувшись к булатным эфесам. Торговцы пригнулись, скрываясь за столами. Внезапно над рядами зазвучали звуки думбры и курая. Каракуз и Алтынчеч медленно взошли на подмостки, возвышающиеся над поляной. К ним присоединился Таштемир, отбивая пальцами ритм на дафе*. Из уст черноокой девушки полилась песня, подобная нежным переливам птиц.

«Когда-то давно» — пела Каракуз,

Мы были одним народом и ходили под одним небом.

Что стало с нами, о Всевышний, почему мы забыли об этом?

Смешались языки наши, одежды и лица стали другими.

Но мы всё тот же один большой народ, который забыл об этом.

Всякий зверь боялся нас, когда Мы были семьёй.

Мы раньше вместе охотились, ели и спали под твоим звёздным небом.

Почему, о Всевышний, мы сегодня враждуем друг с другом?

Расскажи своим детям, о Всевышний, как любить, а не воевать.”

Искусство — великая сила! Нежный сладкозвучный голос Кара- куз растрогал сердце Джучи, Хана кочевников. Пусть между номадами и булгарами много различий и неразрешённых вопросов, они могут попытаться найти выход, как один большой народ.

— Песня этой девушки тронула моё сердце. Я готов принять твоё предложение, Алтынбек, Хан Булгарии, — произнёс Хан кочевников. Чтобы породниться, наши предки женили детей. Мой сын, богатур Таштемир, наследник моих владений. Их союз с Алтынчеч принесёт процветание нашим землям.

— Я ценю Каракуз, словно вторую дочь, — ответил Хан Булгарии. — Её отец, Турсун ага, был верным союзником. Однажды в бою он прикрыл щитом моего сына. Турсун ага был скромен и честен, отказавшись от титула при ханском дворе. При жизни я не успел в полной мере воз- наградить его доблесть. Таштемир и Каракуз неравнодушны друг к другу. В приданое моей названной дочери Я даю столько же товаров, земель и людей, что и за Алтынчеч.

— Пусть союз Таштемира и Каракуз станет залогом взаимоуважения между нашими народами!

Взглянув в молящие чёрные очи Каракуз, Хан номадов узрел в них великую силу и решительность.

Видит небо, эта юная дева с душой воина ещё научит нас жизни. По рукам. Да будет благословенна наша совместная торговля и охота!

Так одна песня Каракуз изменила историю, сделав её героиней своего народа. А культурные фестивали, как знак объединения, проводятся на юго-восточной земле нашей и по сей день.

Не пора ли и нам собираться на «Каракуз Альмет фест»?

1. Номады условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни
2. Чакрым — мера длины расстояния тюркских народов, примерно
равная русской версте или 1066,8 метра
3. Богатур- воин. Благородный муж, сильный телом и духом
4. Курай — продольная открытая флейта длиной 57-81 см. Сохранилась,
как народный инструмент башкир и татар
5. Думбра — струнно-щипковый инструмент
6. Даф — ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна на Ближнем Востоке